МБУ «Центр культуры и досуга» г. Пенза
Будь в центре культуры!

Русский народный хор имени Октября Гришина — визитная карточка региона, как лермонтовские «Тарханы». Но однажды в истории коллектива случилась ситуация, когда за его существование пришлось в буквальном смысле сражаться. 

Бремя ответственности

Однажды в истории коллектива случилась такая ситуация, что он мог совсем исчезнуть. Это была настоящая битва, потому что уход в 2011 году Виктора Владимировича Круковского с поста художественного руководителя оказался неожиданным. Его отъезд в Питер вызвал настоящее смятение. Но хору был нужен новый лидер, и тогда бремя ответственности взвалил на себя баянист Юрий Михайлович Сысоев. 

Для самого Юрия Михайловича это было непростое решение. Но коллектив воспринял перемены хорошо. Сысоев начинал работать еще с Октябрем Васильевичем Гришиным, который не раз говорил, что первый баян — это как дирижер, который ведет за собой оркестр. 

Юрий Михайлович рассказал, как однажды, еще при Гришине, хор выступал в Кремлевском дворце: 

— Мы спели, я встал и пошел. И артисты за мной! А я опомнился: «Зачем встал? Здесь же все очень строго, а на репетициях мы этого не делали!» Я разворачиваюсь, и все разворачиваются и идут назад.

Баянист разволновался, думая, что теперь Октябрь Васильевич ему задаст. Но тот и виду не подал, как будто так и было задумано. 

Возглавив коллектив, Сысоев стал вспоминать, как Гришин проводил репетиции, как выстраивал отношения с участниками хора, работал над созданием песен. Октябрь Васильевич был очень требовательным человеком, первым делом, разумеется, к самому себе. 

Мэтр работал не только над музыкой и аранжировкой, но и очень тщательно создавал образ песни на сцене. Вот и Сысоев говорит: «То, о чем ты поешь, должно отражаться в твоих глазах. Бывает, что голос прекрасный, а глаза — пустые. И зритель обязательно это поймет».


Настал час песен

Но самое главное, что взял Юрий Михайлович из опыта Гришина, это его душевность. 

— В финале репетиции, — вспоминает Сысоев, — Октябрь Васильевич вдруг говорил: «Спойте-ка мне про любовь!» Вот и я стараюсь, чтобы под конец занятия пелась такая песня про любовь, чтобы люди пошли домой с со светлым, радостным чувством.  

Кроме того, Юрий Михайлович восстановил много песен, которые долгое время отсутствовали в репертуаре хора, в основном это композиции самого Гришина. Когда ансамблем руководил Октябрь Васильевич, он старался, чтобы в концертной программе хора было не более трех песен его авторства. А еще Гришин очень много писал, что называется, в стол, и теперь эти песни зазвучали со сцены.

В хоре раскрылся и талант Сысоева как композитора. 

— Он пишет хорошие песни, — улыбается директор хора Валентина Трифонова. — Я вот что подметила: все руководители, которые приходили в хор, начинали писать песни, которые очень подходили нашему коллективу.

Новая программа

Можно сказать, тот этап битвы за хор выиграли и уникальный коллектив был сохранен. Теперь пришла пора делать новую программу, для постановки которой были приглашены солисты Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого Николай Болотин и Андрей Амосов. 

Работа шла очень интенсивно. Когда москвичи приезжали, ансамбль репетировал целыми днями. 

— Мы в девять утра приходили и в девять вечера уходили, — вспоминает Валентина Михайловна. 

Особый восторг вызвало новое прочтение композиции, которую Октябрь Гришин когда-то сочинил на стихи Сергея Есенина. Софитом был освещен круг в центре сцены, он был похож на костер. Когда артисты стали водить хоровод вокруг этого «костра» и молодые голоса затянули песенный плач, что-то языческое в этом действе проявилось, что-то очень древнее.

Для того чтобы подготовить новую программу, Сысоеву пришлось изрядно переделать существующую на сегодняшний день матрицу музыкального образования. В феврале в состав хора влилось 15 молодых парней и девушек, окончивших музучилище. Это была несомненная радость, потому что все годы, что Юрий Михайлович стоял у руля, его мучили вопросы: «С кем дальше работать? В чьи руки передать то наследие, что накопил хор?»

Когда Сысоев послушал новичков, схватился за голову: постановка голоса, которую они освоили в училище, совершенно не отвечала эталонам гришинской традиции. 

— В училищах преподают в основном фольклор, — объясняет Юрий Михайлович. — А у нас в хоре принято петь не открытым, как в фольклоре, голосом, а полуприкрытым. Это традиционная манера русского народного пения.

С молодыми исполнителями пришлось много работать. Юрий Сысоев и хормейстер Елена Володина «отлаживали» звук и добились того, что новенькие стали петь в нужной манере. Им это даже понравилось. 


Исчезающий баян

Еще руководители хора отмечают, что в Пензе на сегодняшний день почти не осталось баянистов. Да, баян сегодня не самый востребованный инструмент. Это раньше без него не обходился ни один праздник в деревне, но сейчас народ из деревень уезжает в город. 

Впрочем, музыковеды уверяют, что современный человек все больше тянется к этнике. Ведь этника — это не только связь с прошлым. Это связь с самим мирозданием. 

Похоже, скоро мы придем к тому, что народных певцов, баянистов станут обучать «целевым набором»: специально для хора им. Гришина и других коллективов, которые работают в схожей манере. 

Осенью хор должен представить на суд публики новую программу. На концерт в областной филармонии обещала приехать руководитель хора имени Пятницкого Александра Андреевна Пермякова. Она постоянно находится в поиске каких-то новых идей, и, видимо, ее что-то серьезно заинтересовало в сегодняшнем творчестве хора имени Октября Васильевича Гришина. 

Окрыленное общением с Пермяковой, которая почитается буквально за «министра российских хоров», руководство пензенского коллектива надеется на позитивные перемены. 

Битва за хор продолжается!

Дело молодое

А знаете, как определить, жив коллектив или существует по инерции? Есть такая примета: если в коллективе молодые влюбляются, женятся, создают  творческие семьи, то он жив. 

Юрий Михайлович, улыбаясь, говорит, что сейчас в хоре есть несколько влюбленных пар. Ну а как не влюбиться, если душа поет?
Источник